Телефон
Адрес Россия, Калининград
Skype logashenkoja
Центр развития Пара-План Логашенко Юлия Александровна
психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук
Назад к списку

Учат в школе

   Местную школу многие критикуют. В первую очередь за то, что она не мотивирует на достижение. Что бы ребёнок не сделал, как бы не учился, всё хорошо. Здесь преимущественно хвалят. Это не нравится многим родителям, не только русским. Основной аргумент: "Как ребёнок поймёт, что делает что-то не так, не достаточно хорошо?"  Может, они и правы, однако мне подход "пряника" нравится больше, чем "кнута". Дети не глупы, отнюдь. Они видят, кто как учится и работает в группе, они сами способны сравнить, на какой точке рейтинговой шкалы находятся. Они сами выбирают, оставаться здесь или тянуться дальше, за более успешными. Дважды в год здесь проводятся тесты по основным предметам, за которые ребёнок получает отметки. Это момент, когда ребёнок получает количественное выражение своих знаний и, одновремнно, дополнительный мотив развиваться, потому что ему самому это интересно, а не потому, что кто-то скажет: "Фу! Как стыдно почить столько-то баллов, а не столько-то." Мне кажется, через такой подход - свободы выбора - формируется внутренняя мотивация что-то делать или, наоборот, не делать.  А внутренняя мотивация, насколько известно, наиболее сильная.


   Ещё говорят, что здесь слабое преподавание математики, физики, химии. Родителям как среднего, так и старшего звена приходится нанимать репетиторов, если ребёнок планирует поступать в учебное заведение одного из указанных профилей. С другой стороны, в КАУСТе проводится много различных внешкольных кружков, ворк-шопов, семинаров (часто организованных волонтёрами), которые школьники могут посещать, и это даёт им возможность открывать для себя какие-то новые направления в науке или искусстве для себя.

   При желании везде можно найти позитивные и негативные стороны. Люди же всегда найдут, что покритиковать. Зато атмосфера в школе настолько доброжелательна, что любой ребёнок, какими бы особенностями он не обладал, находит своё место, чувствует себя небесполезным и признаным в тех или иных сферах деятельности. Мне кажется, что позитивная самооценка временами важнее, чем огромный багаж знаний. Когда ребёнок верит в свои силы и умеет попросить о помощи, это позволяет ему чувствовать себя более расслабленным, и тогда нет необходимости тратить лишнюю энергию на психологические защиты, можно направить её в получение тех знаний, которые воспринимаются актуальными и интересными.

   Мне нравится, какие подходы в обучении здесь используются. Не буду широко распространяться, расскажу об одном мероприятии, где демонстрируется один из таких методов.

   Как-то в прошлом году здесь проходили так называемые "open hause" - что-то вроде аналога "открытых дверей" в наших школах. В мероприятиии принимали участие дети и родители. В тот момент ребята изучали тему "Natural disusters", т.е. "Природные бедствия". Ребята изучали самую разнообразную информацию о землетрясениях, цунами, извержениях вулкана и прочих подобных катаклизмах. На этот раз ребятам предлагалось разделиться на небольшие группы, выбрать какое-то природное бедствие и из подручных материалов (бумажные стаканчики, шпажки, скотч) соорудить строение, наиболее устойчивое к выбранному бедствию.  Творческая задача, для решения которой надо было применить все знания, полученные на уроках, использовать умение договариваться и действовать в команде. Родители могли тоже участвовать. Признаюсь, весь процесс был весьма захватывающим. Азарт, с которым действовали ребята, никого из родителей не оставил равнодушным. В итоге организаторам удалось создать сам настоящий командный дух в этом пространстве творчества! Мне кажется, что ценность такой атмосферы настолько велика, что я, например, готова нанимать репетиторов по предметам, лишь бы атмосфера, существующая в школе сейчас, сохранялась.

    Напоследок немного фотографий о том, как это было.