Телефон
Адрес РоссияОнлайн
E-mail yuliya.logashenko@gmail.com
Центр развития Пара-План Логашенко Юлия Александровна психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук
Назад к списку

Как дочери токсичной матери помочь себе? Этап первый.

   Ранее я писала о том, с какими трудностями сталкивается женщина, которую вырастила так называемая «токсичная» мама — холодна, отстранённая, обесценивающая, ориентирующаяся на то, «что люди скажут» и «так надо», а не на то, что хорошо для неё самой, дочери и семьи в целом. Я пишу о дочерях, потому что мои клиенты — преимущественно женщины, большинство из которых выросли с описанными выше мамами. В этой статье я хочу поделиться некоторыми приёмами, которые могут быть полезны таким женщинам, если они, в силу каких-то причин и обстоятельств, не могут посещать психотерапевта или психолога, но хотят хоть немного изменить свою жизнь к лучшему.


   Все рекомендации, назовём их так, я разделила на условные последовательные стадии. Это значит, что последующие недостижимы (или в большинстве случаев) недостижимы без прохождения предыдущих. Так что, если вы захотите приступить сразу к упражнениям из последнего раздела, будьте готовы, что это будет неэффективно, не принесёт вам пользы, или может даже вызвать ухудшение в каких-то сферах вашей жизни.

   Хочу также предупредить, что эффект (под ним я понимаю желаемые изменения) возможен приа) систематической работе над собой, что означает — вы будете уделять этому конкретное время, например один час в неделю, и конкретный день, скажем, среда и б) достаточно развитой способности концентрироваться на себе, анализировать своё поведение (что в психологии называется рефлексией) или, если эта способность у вас не очень развита, желанием её развить.

   Если же вы будете выполнять упражнения от случая к случаю, результат возможен, но не скоро и не в той мере, в какой ожидаете. Это может привести к разочарованию. Так что хорошенько подумайте, насколько вы готовы.

   Последовательность стадий примерно соответствует динамике психотерапевтического процесса, разумеется, с индивидуальными для каждой клиентки нюансами. Иногда мы «застреваем» на одной стадии, бывает даже возвращаемся на одну из предыдущих. Но обычно динамика заметна и она идёт от простого к сложному. Кстати, эти стадии могут применяться не только в терапии дочерей токсичных матерей, но и в других случаях, где есть травмы детства, с некоторыми коррективами, разумеется.

   Честно сказать, в одиночку справиться с такой работой непросто. Чтобы облегчить себе задачу и не «вариться в собственном котле», но и не впутывать подруг или других непрофессионалов, можно найти психолога или психотерапевта, с которым встречаться раз в определённый период, например, в месяц, и обсуждать с ним достигнутые результаты, корректировать цели, так сказать, настроить сбитые прицелы)

   В тексте ниже я буду использовать термин «клиент», подразумевая дочь токсичной матери.

   Итак, ПЕРВЫЙ ЭТАП - возвращение чувствительности.

   Клиент, в силу тех условий, в которых он рос, очень хорошо умеет не замечать своих телесных ощущений, чувств и эмоций, диссоциироваться от них Для того, чтобы он их заметил, интенсивность этих состояний должна быть достаточно высока. То есть, человек может не замечать лёгкого давления в какой-то области головы до тех пор, пока боль станет очень сильной, практически невыносимой. Он неспособен заметить раздражение или досаду, пока они не превратятся в гнев или ярость. То же самое и с «положительными» эмоциями и чувствами: маленькая радость — не радость, пока она не превращается в восторг или экстаз, симпатия не замечается, пока она не становится сильной влюблённостью. Проблема здесь в том, что умеренной силы эмоции оставляют сознание в рабочем состоянии, т. е. человек способен многое замечать и анализировать.

   Например, женщина, испытывая симпатию к мужчине и замечая, осознавая её, остаётся в состоянии замечать разные нюансы его внешности, поведения, содержания речи и т. п., исходя из чего делая заключение, насколько он ей на самом деле интересен и, скажем так, перспективен для тех или иных отношений. Если же женщина не способна опознать симпатию, то возбуждение, неизбежно возникающее в этом случае, постепенно нарастает, и вот уже женщина осознаёт, что она «втрескалась по уши». Порог, до которого критическое мышление ещё эффективно, часто преодолевается на энергии неосознаваемого возбуждения, после чего происходит своеобразное «опьянение», мешающее смотреть трезво на другого человека. Результат — отношения более или менее длительные с человеком совершенно неподходящим, часто, к сожалению, психопатического склада, с замашками абьюзера. Этот же механизм работает и с другими эмоциями и ощущениями. Таким образом, задача номер один — восстановить чувствительность человека к самому себе, к своим ощущениям и переживаниям. Главный вопрос — как это сделать?

   Один из самых простых на первый взгляд способов, а на деле довольно сложный — интроспекция. Проще — самонаблюдение. Здесь придётся быть очень скурпулёзным и дотошным. Каждый день или в какие-то определённые дни, которые вы определите для себя сами, наблюдайте за своими ощущениями и эмоциями в течение дня и записывайте их в дневник самонаблюдения (любая тетрадка, электронный документ или опция «заметки» в мобильном телефоне). Я рекомендую начинать с ощущений. Схема работы может быть, например, такой.

   Первая неделя.

1. Каждый день, просыпаясь утром, замечать любые ощущения в теле — напряжения, давления, покалывания, сжатия, скручивания, онемения, вкус во рту, ощущения в местах соприкосновения с поверхностями и.т.п. Заметить эти ощущения, не вставая с кровати. На это может понадобиться всего несколько минут. Вы можете сами решить, сколько отведёте этому времени. В идеале эти ощущения записать в виде простого перечисления, например: онемение правого плеча, чешется левая пятка, покалывание в правом колене, спазм в солнечном сплетении, горечь во рту. Главное, конечно, не перечисления и записи, а отслеживание. Записи нужны для того, чтобы после оценить динамику изменений. Возможно, первые наблюдения будут скудными, а через неделю их количество увеличится вдвое или втрое. Именно это будет говорить о положительной динамике.

2. Каждый день замечать не менее трёх (одного, пяти — на ваше усмотрение) телесных ощущений во время общения с какими-то значимыми людьми — ребёнком, мужем, начальником, подругой… Маму пока можете исключить из этого списка, но это только вам решать))) Так же записываем.

3. Вечером, перед сном, делаем то же самое, что утром.

Вторая неделя.

   Схема повторяется, только с эмоциями.

1. Что чувствую после пробуждения (раздражение, досаду, радость, удовольствие, обиду….). Записываем.

2. Чувства в общении со значимыми людьми, не менее трёх (или другое количество, решаете сами). Записываем.

3. Эмоции перед сном. Записываем.

Если у вас есть трудности с идентификацией эмоции, почитайте литературу. Достаточно много информации есть в интернете, в частности, хорошие статьи и заметки об этом на сайте www.b17.ru

Третья неделя.

Схема та же, только замечаем одновременно ощущения и эмоции.

   Вы можете практиковать осознанное восприятие ощущений и эмоций до тех пор, пока не почувствуете, что хорошо справляетесь с этим. Критериями успешности могут быть а) количество времени, которое вы тратите из раза в раз на осознавание, б) замечаемое количество ощущений и эмоций, в) различаете ли вы интенсивность ощущений и эмоций (раздражение или уже злость, грусть или уже тоска), г) лёгкость, с которой вы находите названия для своих состояний. Кроме того, если этот этап работы оказался успешным для вас, скорее всего вы будете замечать некоторое удовольствие от этих упражнений и гордости за себя, иногда не вполне осознавая, чем же именно гордитесь)))

Продолжение следует.

Автор: Юлия Логашенко, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт.

Статья размещена здесь: https://www.b17.ru/article/94284/