Как часто можно услышать примерно такой диалог:
- Ой, какой мальчик уже большой! А сколько тебе годиков? – радостно восклицает знакомая при виде давней подруги с подросшим ребенком.
- Шесть.
- А буквы ты уже все знаешь?
- Да, - говорит мама, - и читать уже может. Вчера прочитал слово «мама».
- Так уже и в 1 класс можно идти!
- А не рано ли? Ему еще 6 лет, а 7 лет будет только в феврале (марте, апреле)!
- Нормально, - говорит знакомая тоном эксперта. А то из школы сразу в армию! Пусть идет в школу!
И мамочка оказалась в раздумьях: с одной стороны - буквы знает, и ростом вон какой - выше иных первоклассников, и в садик с капризами ходит, спать там не хочет - пусть идет в школу? С другой стороны - он такой еще ребенок: любит играть, бегать намного больше, чем сидеть над прописями, букварем…- пусть остается в саду или в классе предшкольной подготовки?
Так отправлять ли детей в школу в 6 лет? По закону «Об образовании» ребенок может пойти в школу с возраста 6 лет 6 месяцев, но в последней редакции САнПиН (санитарных правил) написано, что в школу рекомендуется идти ребенку, достигшему возраста семи лет.
Обратимся к науке. Одним из факторов готовности ребенка к школе является его индивидуальная физиологическая готовность или биологический возраст ребенка. Одним из показателей физиологической готовности ребенка к школе является результат так называемого Филиппинского теста. Состоит он в следующем: надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой так, чтобы голова не сгибалась. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а малыш не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. Этот тест отражает характеристику развития скелета, степень биологической зрелости организма ребенка. Зрелость ребенка для начала успешного обучения в школе является показателем уровня созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Другими словами сможет ли ребенок высидеть 5 уроков подряд и при этом активно участвовать в учебном процессе? Каждый из вас, дорогие родители, знает своих и детей и готов это спрогнозировать.
Кто-то может не согласиться со мной: мол, мой ребенок пошел в 6 лет в школу, сейчас учится во втором классе и не хуже других. Я искренне рада за успехи Вашего ребенка, но вынуждена обратиться к официальным данным и к собственному опыту в школе, где работаю. Эти данные показывают, что в начальных классах дети, которые пошли в школу, будучи не готовыми к школьному обучению, испытывают трудности в обучении (около 90% таких учащихся), но могут и справляться с нагрузкой (примерно 10% таких учащихся). Трудности начинаются в 5-6 классе (у 90-95% учащихся, которые пошли в 1 класс не готовыми к началу регулярного школьного обучения). Родители были вынуждены обращаться за помощью. И дело далеко не всегда в «сложной» программе.
Поэтому хочу обратиться к родителям, которые торопятся отдать своего ребенка в школу, с вопросом: отправляя ребенка в школу, которому едва исполнилось 6,5 лет, вы заботитесь о ЕГО благе (лишая его еще целого года детства, игр и целого года развития) или о СВОЕМ престиже (мой-то уже в 1 класс ходит, читать научился, а еще к репетитору по английскому и немецкому!!!)?Любите своих детей! Если вашему ребенку на 1 сентября еще нет 7 лет или вы не уверены в готовности ребенка к школе, найдите время и возможность, проконсультируйтесь со специалистами: учителями, психологами. Не позволяйте людям, далеким от школы, манипулировать вами, вашими чувствами и судьбой вашего ребенка, продлите ему самое счастливое время - ДЕТСТВО! От того как было прожито детство ребенка, чему он научился за дошкольное время, в какие игры успел поиграть, какие социальные умения освоил, очень сильно зависит не только его успех в школе, но и отчасти его будущая жизнь. Именно для этого очень важно, чтобы вы, уважаемые родители, осознавали степень готовности своего ребенка к школе и не предъявляли к нему требований, с которыми он не может справиться в силу своего индивидуального уровня биологической зрелости. Это иллюзия успешности, когда ваш ребенок, в отличие от многих других, уже в 6 лет научился читать, считать. Нередки случаи, когда дети приходят в нашу школу, не умея читать, писать, но отлично умея пересказывать тексты, рассуждать на различные темы. Уже через полгода обучения они достигают намного больших успехов в освоении школьной программы, чем те, кто, по словам родителей, пришел в школу «подготовленным». Помните, если применить насилие и заставить ребенка заниматься тем, к чему его организм еще не готов, можно нанести непоправимый ущерб организму ребенка и его психике.
В заключение еще раз обращусь к теме готовности ребенка к школе. Она складывается, с одной стороны, из его готовности к школе (интеллектуальной, психологической, биологической, социальной, личностной), а с другой стороны — из психологической готовности вас, дорогие родители.
Ваши отзывы, вопросы вы так же можете присылать на электронную почту pravpsy@gmail.com . Я вам обязательно отвечу.
Елена Болдырева, педагог-психолог.