Телефон
Адрес РоссияОнлайн
E-mail yuliya.logashenko@gmail.com
Центр развития Пара-План Логашенко Юлия Александровна психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук
Назад к списку

Родительская поддержка ребенка в школе

   Первое сентября. Новый учебный год. Для кого-то начало учебного года – радостное ожидание встречи с друзьями, для кого-то – окончание каникул и беззаботной жизни. Определенные ожидания есть и у родителей школьников. Особенно сильны они, как правило, у родителей первоклашек. Как помочь ребенку адаптироваться к переменчивым многозначным и часто меняющимся и непредсказуемым условиям школьной жизни? Какой дать совет ученику, чтобы он оказался полезным и применимым для него? От каких фраз, советов, действий следует отказаться родителям, чтобы не испортить ему жизнь? Именно об этом я предлагаю поразмышлять вам, уважаемые родители. В статье использованы личный практический опыт, а также материалы С. Меркуловой «В школе трудно! Как испортить жизнь ребёнку глупыми советами и фразами?»


… Ученик приходит в школу и там его встречает учитель, значимый взрослый в школе. Очень важно помочь ребенку строить отношения со своей первой учительницей, тогда в будущем ему будет легко их налаживать с другими важными для него людьми. (К сожалению, часто мне приходится сталкиваться с «принижением статуса учителя», когда учитель обесценивается, критикуете).Рекомендация: Когда вы действительно сомневаетесь в компетенции учителя, общайтесь с ним напрямую. Не нужно втягивать в это ребёнка, у него и так достаточно нагрузок и переживаний в школе.

… В практике приходится сталкиваться с тем, что родители, желая добра ребенку, желая ему помочь и оградить от разочарований, дают советы, высказывают мнение, которые имеют обратный эффект: еще ничего не зная о школе, не сталкиваясь со своими трудностьями, ребенок начинает опираться на опыт близких взрослых. Например, такая фраза, как «В школе будет трудно!» - она говорит только о том, что родителю было трудно в его школьном детстве, но она ничего не говорит о том, как сложатся отношения их ребенка с одноклассниками, учителем, учебой. Рекомендация: Хорошо, когда ребенок приходит в школу без глобальных ожиданий: негативных или чрезмерно позитивных. Велика вероятность, что они не оправдаются. В беседе о школе лучше говорить ребенку факты, с которыми он может столкнуться в школе, без эмоциональной окраски: ты не один идёшь в школу, там будет ещё 20-30 человек, у тебя будет учительница и т. д. А дальше ребёнок пусть сам дофантазирует, что его ожидает в школе, без вашей помощи. Пусть он учится делать собственные выводы.

… Еще один опасный подводный камень, я бы даже назвала его - миной замедленного действия, - ругать ребенка за низкую успеваемость. Конечно, мамы и папы хотят, чтобы ребенок их был лучшим, а если вдруг не получается, то его начинают стыдить, позорить, то есть обесценивать его. Но ведь это – не о ребенке, это о родителях, которые пытаются втиснуть своего ребенка в рамки собственных ожиданий. Кстати, даже фраза «ты же такой умный, что же ты тогда…..» только повышает тревожность и неуверенность в себе. Рекомендация: «задача родителей — попробовать понять, что с ребенком происходит в стенах школы. Сосредоточьте внимание на успехах, а не на поражениях. И смиритесь с мыслью, что у вас растёт просто ребёнок. Дайте ему возможность не быть гением. И тогда, как ни странно, он вас вознаградит своими успехами».

… О, эти любимые фразы многих родителей, бабушек и дедушек: «веди себя хорошо, не балуйся»! Когда родители говорят такие фразы, они как бы подразумевают, что их ребенок точно будет плохо себя вести. И скорее всего, ребенок «захочет» вести себя плохо, чтобы оправдать ваши ожидания – вести себя плохо, потому что «веди себя хорошо» - это просто просьба.

Рекомендация: самое лучшее — обсудить с ребёнком правила поведения в общественном месте, правила поведения на уроке, в школе, чтобы он о них знал, и они не стали для него новостью (такое тоже встречается! Например, в прошлом учебном году я учила группу первоклассников как нужно заходить в кабинет, как здороваться, как просить рассмотреть что-то на полке, если это заинтересовало).

… И, пожалуйста, дорогие родители, не сравнивайте своего ребенка ни с одноклассниками, ни с братьями-сестрами, ни с детьми знакомых. Если ребёнка сравнивают, и еще не в его пользу, то он будет завидовать, считать, что ему это не дано. А это очень разрушительные мысли. Лучше поддерживайте ребёнка, говорите ему, что у него всё получится, вы в него верите. А если сегодня не получилось, значит, попробуйте вместе понять, почему так произошло и как с этим справиться.

…А кто все еще завязывает своим семилетним-восьмилетним чадам шнурки, одевает и застегивает куртку, носит портфель, делает уроки вместе с ребенком, а иногда и за него? Знаю родителей, которые очень тревожатся, что у их ребенка будет написано хуже, чем у других, и они пишут в прописи за ребенка. Поступая так, родители как бы говорят ребенку: «ты не способен действовать самостоятельно, ты слаб и тебе трудно справляться с различными сложностями. Родители могут поступать так, потому что им страшно, ребенок взрослеет, а они оказываются к этому не готовы. Чтобы справиться со своим страхом, родители начинают сильно опекать ребенка, тем самым обесценивая его самостоятельность и возможности. Это очень опасно, в очень близком будущем это выльется в проблему: высокую тревожность, неуверенность в своих собственных силах, безынициативность. Разве этого вы хотите от своего ребёнка? Рекомендация: дайте возможность ребенку получить свой опыт: по завязыванию шнурков, по написанию букв, по решению определенных вопросов, дайте возможность получить свой опыт самостоятельности и понять свои возможности. На этом пути ему важна ваша поддержка, чтобы вы просто были рядом.

… В заключении хочу обратиться к родителям, чьи дети еще пока ходят в садик. Сейчас стала модной усиленная подготовка к школе. Казалось бы, это здорово, но она может принести обратный эффект: ребёнок устанет, ему всё надоест. Интерес к учёбе будет потерян. Это не значит, что нужно выбирать другую крайность – вообще не готовить ребенка к школе. Я бы рекомендовала «золотую середину» - в беседах, в играх показывать и рассказывать ребенку о многообразии мира, учить его ориентироваться в окружающем мире, строить отношения с людьми.

Я желаю вам, дорогие родители, мудрости, умения быть внимательными и тактичными с вашими замечательными и такими неповторимыми детьми.

Елена Болдырева, практический психолог, педагог-психологpravpsy@gmail.com, https://vk.com/id78486083